Вот интересно, многие ли из нас, взрослых, вспомнят о своих первых книгах, благодаря которым мы увлеклись волшебным миром Слова… По крайней мере в мое детство, отрочество, юность читать было не просто модно, это… просто было частью жизни. Не хочется быть брюзгой, но сегодня читают, и правда, меньше…
Сегодня, 2-го апреля, в мире отмечают День детской книги. И связан этот день, оказывается, (сама не знала!) с днем рождения великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. В своем далеком детстве очень любила его «Снежную королеву» и, напротив, не любила — «Русалочку» — за несчастливый конец, за то, что доброе сердце и чистая любовь не были оценены по достоинству…
Интересно, что далеко не все мыслители считали чтение в детском возрасте хорошей привычкой. Небезызвестный Виссарион Белинский, цитаты из которого мы зубрили в школе, считал, что чтение порождает мечтателей, которые могут не найти себе и своим навыкам места в жизни взрослой… Сегодня же напротив, кажется старшее поколение переживает совсем о другом, посматривая на поколение подрастающее…
Я отлично помню, как начала читать. Буквы хорошо знала не помню со скольких лет. Но вот однажды мне подарили азбуку… Я даже не помню, кто из взрослых прочитал мне по складам слово, которое я силилась понять самостоятельно — и всё! В дальнейшем мне поводыри не потребовались: читала много и с удовольствием… Народные и литературные сказки, рассказы и повести детских писателей. В средних классах «запретные» книги лежали у меня на коленях под партой. Попадалась за это крайне редко, старалась учителей не нервировать.
Запоем читала в юности, во время учебы в университете. Все ж таки — филологический факультет! Сегодня читаю, наверное, не меньше. Но — по большей части на электронных носителях и не так часто, как хотелось бы, художественную литературу…
Интересно, а как мои современники — на «ты» или на «вы» с книгой?
Для размышления. В России посчитали (в Казахстане со статистикой как обычно…), что на детскую литературу приходится 9-10% от выпускаемых в стране ежегодно. При внимательном рассмотрении оказывается, что половина вышедших из печати книг адресованы к дошкольникам. А оставшаяся половина — в подавляющем своем большинстве — учебная литература. На детские (подростковые) литературно-художественные издания для школьников в 2014 году пришлось всего-то 40 книг…