Идеолог современного олимпийского движения, первый генеральный секретарь МОК и неисправимый романтик в одном лице барон Пьер де Кубертен почти сто лет назад в знаменитой «Оде спорту» назвал стадионы «театрами без занавеса», где нет места закулисной борьбе, где в честном и открытом для зрителей поединке побеждает сильнейший. Именно спорту благородный француз отводил роль врачевателя душевных и физических недугов, зодчего гармонии, источника благородного, мирного, дружеского соревнования, справедливого судьи для атлетов, вышедших на сцены «театров без занавеса», чтобы померяться в скорости, ловкости, силе…
Не все, конечно, так гладко в современном спорте, как хотелось бы и как об этом мечтал барон в прошлом веке. Поэзия есть поэзия. Однако основная идея «Оды» — любой конфликт можно разрешить в мирном состязании — была взята на вооружение спортивными журналистами всей планеты. И Александр Трофимов в этом смысле не исключение, он как-то очень быстро и совершенно естественно определился со «своим» направлением в журналистике, в выборе которого не раскаивается и по сей день…
Востребован ли сегодня спорт в Казахстане? А если востребован, то кем?
Эта тема проходит, пожалуй, красной нитью через большую часть материалов спортивного журналиста Александра Трофимова. Мы испытываем законную гордость за свою страну, когда слышим казахстанский гимн, звучащий в честь наших атлетов, ставших первыми на международных соревнованиях. В то же время канули в Лету детские спортивные секции, которые растили будущих чемпионов и просто физически здоровых людей. Не торопимся и со строительством в достаточном количестве современных стадионов, ледовых катков, приобретением спортинвентаря. «Не замечаем», как покидают страну лучшие из лучших на спортивной арене, как оказываются никому не нужными и забытыми талантливые спортсмены, тренеры — истинная гордость Казахстана в недалеком прошлом.
Кому адресована эта книга? Конечно же, всем, кто искренне интересуется спортом. Для кого спорт — это работа, творчество, любовь, жизнь… Потому и книжку эту отправляем в свободное плавание — «до востребования». До востребования взыскательным и заинтересованным читателем. Ведь, как известно еще со времен Козьмы Пруткова, невозможно объять необъятное, а значит, невозможно быть интересным для всех. Мы такой глобальной цели перед собой и не ставили. Не ставили мы и другой задачи — собрать в скромном сборнике все материалы, опубликованные автором в прессе за два десятка лет…
Подходить к журналистскому тексту с литературными мерками неуместно. Встретить интересного человека, разговорить его в лучшем случае у спортивного подъезда и спустя два часа сдать в редакцию добротный материал, который, быть может, завтра станет гвоздем номера, а через неделю или месяц читатели забудут о его существовании, — дорогого стоит. У журналистского текста — свои каноны, требования, нюансы. Сегодня — позарез надо, а завтра — уже проехали. Но не угасает желание у профессионала передать образную речь, характерную только твоему собеседнику, несколькими выверенными мазками (газетная полоса «воды» не терпит) мастерски набросать психологический портрет человека, к месту продемонстрировать собственное мастерство, талант, уровень владения ремеслом, если хотите.
Александр по жизни страстный человек. Причем у него не одна спортивная «пламенная страсть», а целых три. Конечно, в первую голову — это футбол. Затем следует хоккей, вернее его разновидности — классический с шайбой и бенди (хоккей с мячом на льду). Мы, конечно же, не думаем, что можно в одной-двух главах и силами одного автора отразить историю казахстанского футбола или хоккея. Не один журналист составлял своеобразную летопись этих видов спорта. Но то, что автор стоял у истоков спортивной журналистики Казахстана, в этом мы не сомневаемся. Как и в том, что он вложил немало сил в привлечение внимания как общественности, так и госструктур к проблемам отечественного спорта. Была такая рубрика в первом периодическом издании, в штат которого Саша попал еще будучи студентом третьего курса журфака КазГУ, «Огнях Алатау» — «Очки, метры, секунды» (заметим в скобках, что первые материалы будущего спортивного журналиста публиковались на… правоохранительную и социальную темы: репортажи из медвытрезвителя, рейд областного ГАИ глазами очевидца, о спекулянтах алматинской барахолки). Именно из первых маленьких заметок, оперативных информаций в 2-3 строки газетной колонки родились позже аналитические материалы и блестящие интервью, заставившие с уважением заговорить о казахстанской спортивной журналистике в профессиональных кругах.
Наконец, третья пламенная страсть Трофимова — единоборства, которыми повально увлечены представители сильной половины человечества. О боксе, ушу-саньда, муай-тае, карате, айкидо, греко-риской борьбе Александр начал писать с самого начала своей деятельности, когда в республике только-только стали открывать первые специализированные спортивные клубы, проводить соревнования среди борцов — любителей и профессионалов.
Эти страсти не дают покоя журналисту и по сей день. И сегодня, как 20 лет назад, он бросает все свои дела и с удовольствием мчится на стадион, ледовую площадку или в спортивный зал, чтобы увидеть самому, поболеть с фанатами за «наших» и потом рассказать об этом — на страницах газет или в телевизионных программах — с болью за поражение или с гордостью за победу казахстанцев в том или ином турнире.
Уже после этих «коронных» тем можно ставить в один ряд репортажи, интервью, аналитику о волейболе — классическом и пляжном, баскетболе, лыжах, альпинизме, велоспорте, бильярде, гандболе… Причем в каждом виде Саша разбирается до мелочей, пишет о любом виде спорта со знанием всех тонкостей. В этом смысле он человек разносторонний. Вообще, давно подмечено, что спортивные журналисты — это люди движения (по определению того же Кубертена, спорт есть «вечное движение»). По должности и по призванию они попросту обязаны посещать сотни соревнований, читать множество литературы и периодики о спорте, копаться в сайтах, турнирных протоколах, брать интервью — у победителей и побежденных, у наставников и их воспитанников. Чему, собственно, и посвятил всю свою сознательную жизнь Александр.
Оксана Пилипьюк